ПО РЕСТАВРАЦИИ, КОНСЕРВАЦИИ, РЕМОНТУ И ПРИСПОСОБЛЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(информация в соответствии с ГОСТ Р 55627-2013)

Культурное наследие рассматривается как важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны. Культурное богатство нашей страны является стратегическим ресурсом, которое необходимо сохранить и приумножить в условиях глобальной конкуренции.

Сохранение археологического наследия как неотъемлемой части культурного наследия России и важной части Всемирного наследия требует нормативного правового регулирования в соответствии с принципами, изложенными в Европейской конвенции об охране археологического наследия и в действующем законодательстве в сфере сохранения объектов культурного наследия Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

ГОСТ Р 55627-2013 направлен на регулирование археологических изысканий, проводимых в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия.

Основной целью проведения археологических изысканий на территории объекта культурного наследия является получение информации об объекте культурного наследия, его территории и архитектурном облике.

Археологические изыскания проводятся на объекте культурного наследия независимо от возраста его создания.

В ходе археологических изысканий решаются следующие задачи:

- исследование слоев и остатков сооружений, существовавших на данном участке до появления объекта культурного наследия, особенно если нижележащие остатки связаны с объектом культурного наследия исторически или генетически;

- изучение конструкций фундаментов, цоколей и нижних частей стен, недоступных без раскопок, их структуры, сохранности, подстилающих грунтов;

- выявление в подземной части объекта культурного наследия утраченных или искаженных в верхних частях элементов декора и конструкций, профилей порталов и пилястр, баз колонн, декоративной резьбы и росписей и прочего;

- выявление и изучение утраченных частей зданий - крылец, сеней, переходов, приделов, притворов, флигелей;

- исследование интерьера здания - полов и подсыпок между ними, систем отопления, малых форм, внутреннего декора, оформления проемов, а также всевозможных изменений, перепланировок;

- изучение древних подземных инженерных, хозяйственных и санитарных сооружений - дренажей, отстойников, подклетов, подполий, погребов;

- поиск и исследование утраченной планировки и отдельных элементов ансамбля - колодцев, декоративных и хозяйственных построек, стен, оград, ворот, беседок, мостов, некрополей;

- изучение вертикальной планировки и оформления поверхности, территории объекта культурного наследия - отмосток, мощений, дорожек, лотков, постаментов и других малых форм;

- выделение уровней строительных периодов объекта культурного наследия и прочих дневных поверхностей и установление их хронологии - времени постройки, основных перестроек, ремонтов, разрушений или прекращения использования.

Полевые работы выполняются в соответствии с нормативной правовой базой, регулирующей археологические полевые работы.

Порядок проведения археологических полевых работ, методы исследований, состав и структура отчетной документации о выполненных работах устанавливаются Российской академией наук.

В случае обнаружения в ходе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия ранее неизвестных особенностей объекта культурного наследия, в том числе культурного слоя, фрагментов застройки и планировки, а также выявленных объектов археологического наследия, независимо от этапа работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия должны быть проведены археологические полевые работы.

Археологические изыскания: работы, выполняемые в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия, методами археологических полевых работ с целью получения информации об объекте культурного наследия и территории объекта культурного наследия.

Разрешение (открытый лист): документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение археологических полевых работ определенного вида на объекте культурного наследия.

Археологическое проектирование: работы по составлению научно-проектной документации (плана, проекта работ) для проведения археологических изысканий.

Общие требования

Юридические лица, ответственные за проведение археологических изысканий, выполняемых в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объекта культурного наследия, должны разработать проект организации и ведения археологических изысканий, выполнить археологические изыскания и предоставить отчетную документацию в соответствии с требованиями законодательства и ГОСТ Р 55627-2013. При выполнении указанных работ рекомендуется руководствоваться ГОСТ Р 21.1101, ГОСТ 7.32, ГОСТ 15.101.

При разработке проекта организации и проведения археологических изысканий на территории объекта культурного наследия исполнители проектных работ должны обеспечить надлежащее качество проектной продукции и выполнения работ.

Разработка проекта организации и проведения археологических изысканий выполняется на основе действующей нормативно-правовой документации и учитывает поставленные цели, специфику методик и технологий археологического проектирования и ведения археологических изысканий.

Археологическое проектирование

Устанавливается следующий состав работ при разработке проекта организации и проведения археологических изысканий, выполняемых в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объекта культурного наследия:

- составление и оформление договорной документации;

- сбор архивных и опубликованных данных об объекте культурного наследия (историко-архивные и библиографические исследования, копирование исторических планов и документов, перевод исторических планов в современный масштаб, составление исторической записки по результатам историко-архивных и библиографических работ);

- определение методики и технологии полевых работ на конкретном объекте культурного наследия;

- составление календарного плана и графика работ;

- составление пояснительной записки к проекту.

Проект организации археологических изысканий должен включать следующие основные разделы:

- общая часть;

- характеристика условий проведения археологических изысканий;

- историко-археологическая характеристика;

- порядок проведения археологических изысканий;

- расчет объемов археологических изысканий;

- расчет стоимости археологических изысканий;

- потребность в строительной технике при производстве археологических изысканий;

- потребность в электроэнергии и воде, потребность в материалах, оборудовании, бытовых помещениях;

- ведомость объектов археологических изысканий;

- смета на проведение археологических изысканий;

- комплект исторических чертежей исследуемого участка;

- совмещенный план периодизации застройки;

- схема мощности культурного слоя;

- план производства археологических изысканий.

Археологические изыскания

Археологические изыскания проводятся на основании разрешения (открытого листа) в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее, чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ, а также копию разрешения (открытого листа) согласно п. 6 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ;

- в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ.

Уведомление оформляется в письменной форме, содержит информацию о виде проводимых работ, территории (месте) с указанием адресного ориентира, сроках проведения, заказчике и исполнителе работ.

Дополнительную информацию по вопросам, связанным с проведением археологических изысканий в составе работ по реставрации, консервации, ремонту                     и приспособлению объектов культурного наследия, расположенных на территории Томской области, можно получить в Комитете по охране объектов культурного наследия Томской области:

634050, г. Томск, пр. Ленина, 50,

тел. 27-42-70, 27-42-90 (доб. 10-74),