Археологическое наследие России - одно из важных слагаемых историко-культурного наследия нашей страны. Оно является свидетельством ее культурного богатства и глубины национальной исторической памяти.  

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время вопрос сохранения исторического и культурного наследия на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Разработка и утверждение проектов зон охраны объектов является одной из обязательных задач государственной охраны объектов культурного и природного наследия. «Установление зон охраны объекта культурного наследия — это процесс, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя научно-исследовательскую деятельность, проектные работы и административные процедуры» (Артамонов С.Г. Зоны охраны объектов культурного наследия в современном законодательстве (часть1)// Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. Вып.2. Екб., 2014. С. 34.). Необходимостью установления определенного режима использования земель сначала  нужно предоставить научное обоснование и провести ряд исследований, вследствие которых делается вывод о необходимости утверждения определенного состава зон. 

Федеральный закон «Об объектах культурного и природного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предполагает три режима охраны (Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»): создание охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта. Согласно ст.34 №73-ФЗ «охранная зона» - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Прежде чем проводить полевые работы, необходимо провести камеральные исследования, а именно, изучить архивные материалы с целью изучения исследования памятников и территории, составление сметной документации.

Клейн писал в своей работе «Археологическое исследование» Методика кабинетной работы археолога «Несомненно, у археологов работа на своем материале предпочтительна, поскольку считается, что археолог должен копать, но работа на материале других исследователей, если она охватывает целые культуры и отличается полнотой, вызывает уважение, а тот, кто привлек материалы для обобщения своих, пусть даже и «кабинетный археолог», который также может достичь успехов в работе (кабинетными археологами были Монтелиус, Чайлд) (Клейн Л.С. Археологическое исследование: Методика кабинетной работы археолога. – Кн.1. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2012. – С. 148)»

В 2018 году сотрудниками ОГАУК  «Центр по охране памятников» в рамках госзадания проведена камеральная работа по разработке проектов зон охраны выявленных  обьектов археологического наследия по Томскому, Шегарскому, Колпашевскому, Молчановскому, Зырянскому, Чаинскому и Асиновскому районам Томской области. На данный момент работа завершена.

По итогам камеральных работ был сделан объёмный план работы по объектам археологического наследия в рамках государственного задания от 21.03.2018 по Томской области (по Зырянскому району – 31, Колпашевский район – 34, Томский район – 16, Асиновский район – 1, Чаинский район – 1, Шегарский район – 2, Молчановский район – 65):

  • Проведена оценка достоверности сведений о выявленных объектах археологического наследия;
  • Составлено описание истории изучения на каждый памятник на основе архивных данных Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского ТГУ и Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова;
  • Определено предположительное (камеральное) местоположение объектов археологического наследия на основании имеющейся информации с нанесением на карту.

Судя по отчетной документации, хранящейся в архивах Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского ТГУ и Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова, становится ясно, что о некоторых объектах имеется только устная информация, которая нуждается в проверке. Такие памятники не обследовались (Ярское селище IV, Кузуровский курганный могильник). А на некоторые памятники имеется только описание, состоящее из нескольких строк.

Сохранение объектов археологического наследия не ограничивается мероприятиями, рассмотренные в данной работе. Существует целый комплекс не менее важных направлений в работе по обеспечению сохранности памятников археологии. Важным фактором государственной политики в изучении, сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов археологического наследия стало принятие Федерального закона от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» (Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»). Хотелось бы также акцентировать внимание на том, что внесение сведений о границах территорий памятников археологии (и не только памятников археологии) в Государственной Кадастр Недвижимости и совершенствование деятельности по согласованию землеустроительной документации являются одними из ключевых мероприятий в деле сохранения уникальных памятников древности. Особенно актуальными они являются в районах с высокой долей добывающей промышленности (Соколов П.Г., Фрибус А.В. Основные аспекты сохранения объектов археологического наследия (на примере Кемеровской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 1 (61). – Т. 3. – С. 96.).

Проведенная работа на этапе камеральных исследований в 2019 г. дополнится полевыми работами и позволит грамотно простроить маршрут археологической разведки на территории Томской области.

 

Список источников и литературы:

1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»

3. Техническое задание «Разработка проектов зон охраны выявленных объектов археологического наследия, находящихся на территории Зырянского, Колпашевского, Томского, Молчановского и Шегарского районов Томской области (по решениям судов)» Рудковский С.И.

4. Соколов П.Г., Фрибус А.В. Основные аспекты сохранения объектов археологического наследия (на примере Кемеровской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 1 (61). – Т. 3. – С. 96.

4. Клейн Л.С. Археологическое исследование: Методика кабинетной работы археолога. – Кн.1. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2012. – С. 148

5. Артамонов С.Г. Зоны охраны объектов культурного наследия в современном законодательстве (часть1)// Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. Вып.2. Екб., 2014. С. 34.