Виды

Назначения

Церковь Петра и Павла

Типологическая принадлежность:
Памятник архитектуры
Категория охраны:
Региональная
Наименование памятника:
Действующая церковь
Историческое наименование памятника:
Церковь Петра и Павла
Адрес:
Алтайская ул. , 47
Защитная зона:
Граничит с Историко-культурным районом города Томска "Верхняя Елань"
Датировка памятника:
31 май 1909 - 1985

Описание

Расположен на пересечении Алтайской и Тверской улиц. Находясь в непосредственной близости от красных линий, здание храма является композиционным акцентом в окружающей застройке. Пятиглавый крестно-купольный храм в плане представляет квадрат со срезанными углами. Храм соединен переходом с небольшой колокольней, нижний ярус которой служит притвором.Над одноэтажным без подклета храмом возвышается полусферический купол на восьмигранном световом барабане. По углам с четырех сторон выступают неглубокие ризалиты в виде восьмериков,завершенных куполами. Колокольня двухярусная, восьмерик на четверике, с арочными проемами в ярусе звона. Западный фасад: в центре - колокольня с двумя хозяйственными обьемами по бокам. На средней оси , в четверике большой арочный портал главного входа. ул. Алтайская, 47 Собор построен по плану, одобренному строительным отделением Томского Губернского правления под техническим надзором инженера-архитектора А.В. Лангера. 31 мая 1909 г. - начало строительства 18 декабря 1911 г. - освящение главного (среднего) престола. 28 июля 1913 г.- освящение правого придельного престола. 1915 г. - освящение левого престола. Храм расписали в 1967 году, в 1980 году роспись поновлена. Иконостас 1980 - 85 годов. Со временем постройки внешний вид церкви и ее планировочная структура существенно не изменилась, лишь в 1956 году с южного фасада к объему колокольни пристроен хозяйственный объем. Расположен на пересечении Алтайской и Тверской улиц. Находясь в непосредственной близости от красных линий, здание храма является композиционным акцентом в окружающей застройке. Пятиглавый крестово-купольный храм в плане представляет квадрат со срезанными углами. Храм соединен переходом с небольшой колокольней, нижний ярус которой служит притвором. Над одноэтажным, без подклета, храмом возвышается полусферический купол на восьмигранном световом барабане, по углам с четырех сторон выступают неглубокие ризалиты в виде восьмериков, завершенных куполами. Колокольня двухярусная, восьмерик на четверике, с арочными проемами в ярусе звона. Западный фасад: в центре - колокольня с двумя хозяйственными объемами по бокам. На средней оси, в четверике - большой арочный портал главного входа. Металлическая решетка ограждения крыльца близка к модерну. Два хозяйственных крыла слева и справа от колокольни имеют по одному окну с лучковой перемычкой. Основная часть северного и южного фасадов симметрична, ограничена по бокам восьмериками. С запада примыкает колокольня с хозяйственным крылом на переднем плане. В центре средней части находится тройное окно, декорированное тройной аркой, опирающейся на полуколонны и четвертные колонны. Окно объединено декоративной полуциркульной аркой. Декоративный поясок вдоль карниза с изгибом и тимпан над проемами облицованы изразцами в коричнево-голубой гамме. Крестообразные заглубления по сторонам окна и декоративные элементы под окном выполнены в технике сграффито. На южной и северной гранях находятся арочные входы в приделы и небольшие арочные окна над ними. Квадратный фасад хозяйственного крыла с одним лучковым окном в центре, завершен полуциркульным фронтоном с окном. На средней оси восточного фасада - полукруглая апсида. На восточной грани алтаря - ниша с росписью. Восточные окна угловых восьмериков ложные, с росписью. Основным декоративным элементом является лицевая кирпичная кладка с применением профилированного кирпича, изразцов и деталей из песчаника. Горизонтальные членения рядов кирпича полосками песчаника опоясывают все здание. Декоративный мотив арки, опирающейся на полуколонны с капителями, повторяется на барабанах куполов, в обрамлении входов, тройных окон и ниши на апсиде. Центральный полусферическуй купол на восьмигранном световом барабане опирается на 4 арки, соединяющие столбы крестообразного сечения. С четырех сторон к центральной системе примыкают лучковые своды (в двух приделах, трапезной и главном алтаре). Угловые восьмерики перекрыты лотковыми сводами, апсида - конхой. Стены собора внутри расписаны. Роспись многослойная, стилизованная в духе второй половины 19 века. В куполе - троица (Отечество). В барабане живопись расположена в два яруса: в оконных простенках - изображения святых, в основании - погрудное изображение святых в квадратных филенках. На парусах - евангелисты. Над арками: несение креста (север), распятие (восток). На пилястрах - изображения святых. Иконостасы: главный - трехъярусный и два придельных двухъярусных; деревянные, сборные детали позолочные. Фон темнокрасный. В пределах центральные части иконостасов выступают вперед. Царские врата деревянные, резные, позолоченные. Иконостасы новые, выполненные московскими и томскими мастерами по своим эскизам без использования частей и деталей первоначального иконостаса. В алтарной части сени нет, утварь новая, исторической и художественной ценности не представляет. Характерный образец культовой архитектуры начала 20 века с преобладанием русско-византийских мотивов. Является композиционным акцентом в объемно-простанственной структуре окружающей застройки.

Фото


Ваш комментарий

Ваше имя: *
Ваш E-mail: *
Сообщение: *
* – поля, обязательные к заполнению.