Виды

Назначения

Институт технологический. Главный корпус

Типологическая принадлежность:
Памятник архитектуры
Историческое наименование памятника:
Институт технологический. Главный корпус
Адрес:
Ленина, 30, проспект, Кировский район
Защитная зона:
Верхняя Елань1185
Датировка памятника:
не определена

Описание

Здание было запроектировано в комплексе построек Томского технологического института в Министерстве народного просвещенеия архитектором ведомства академиком Р.Р. Марфельдом. Планировалось как главный лекционный корпус института. Проект был составлен в 1895 году. С 1896 по 1900 годы гражданским инженером Ф.Ф. Гутом велось его строительство. В 1907 году были пристроены дополнительные объемы, удлиннившие боковые крылья корпуса. Проект их был составлен Ф.Ф. Гутом, строительство вел гражданский инженер Ф.Д. Крячков. Выстроено множество перегородок в помещениях, вестибюль обложен мраморной плиткой, заложены некоторые окна подвального этажа. Здание расположено в центральной части города, по красной линии проспекта, на небольшом естественном рельефе. Окружено зданиями начала 20 века, входивших в комплекс построек института. Все здания двух - трехэтажные имеют крупные габариты в плане. Выстроено из кирпича, оштукатурено, имеет 3 этажа и полуподвал. Покрыто скатной кровлей "под железом". Объем П-образный в плане, вытянут по главному фасаду с развитием крыльев вглубь территории. Композиция главного фасада симметричная, композиционно выделены 3 оси, подчеркнутые ризалитами. Центральный ризалит решен в 3 оси окон, имеет прямоугольный аттик, выступающий портал, состоящий из 3 арочных дверных проемов. Боковые ризалиты также решены в 3 оси окон и имеют аттики. По всему наружному периметру здание рустовано (первый этаж - крупный руст, 2 и 3 - более мелкий), имеет междуэтажные карнизы, венчающий карниз обработан дентикулами. Северный и южный фасады имеют по два ризалита, в которых расположены лестничные блоки. С северного фасада под левым ризалитом устроен дворовый проезд. Архитектурно-декоративная трактовка здания выполнена в эклектичной манере, использованы ордерные элементы и формы. Окна первого этажа арочные, 2 и 3 - прямоугольные (окна третьего этажа ризалитово-арочные). Междуоконные проемы здания решены в виде лопаток и пилястр. На центральном ризалите боковые плоскости на уровне третьего этажа имеют лепные венки с "вплетенными" в них изображениями молотка и штангель-циркуля. Цифры символизирующие начало строительства и его окончание сбиты. Декоративная пластика дома имеет тонкую прорисовку и исполнение. Карнизы, архивольты, обрамление и расстекловка окон, дверей имеют сложные профиля, в основе архитектурных классических обломов. Дворовые фасады решены в той же декоративной манере, что и уличные, но с менее детализированным декором. Планировка корпуса характерна для учебных заведений и имеет коридорную структуру. Развитое решение получил входной узел. Широкий вестибюль, имеющий двойной подъем на уровень первого этажа, через коридор связан с трехмаршевой широкой лестницей, ведущей на верхние этажи. Коридор имеет боковое освещение, в его торцах расположены дополнительные лестницы. В боковых объемах коридор проходит по пристроенной в 1907 году части и упирается в аудиторию. Корпус имеет богато оформленные интерьеры. В частности - вестибюля и парадной лестницы, основных зальных помещений и аудиторий. Декор интерьеров решен также в эклектичной манере с тонкой прорисовкой всех составляющих частей. Коридоры имеют сводчатое перекрытие. Междуэтажные перекрытия - по металлическим балкам на бетоне. Здание имело автономное водное отопление и сложную систему вентиляции через вентиляционный коридор (подвал) и каналы в несущих стенах. Основные габариты в плане 117,0 х 86,0 м. Одно из наиболее крупных учебных заведений России и Сибири начала 20 века. Имеет богатую архитектурно-декоративную обработку экстерьера и интерьера, выполненную в эклектичной манере. Входило в комплекс построек крупнейшего в начале 20 века в Сибири высшего учебного заведения.

Фото


Ваш комментарий

Ваше имя: *
Ваш E-mail: *
Сообщение: *
* – поля, обязательные к заполнению.