Виды

Назначения

Комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря

Типологическая принадлежность:
Памятник истории
Категория охраны:
Региональная
Наименование памятника:
Жилье
Историческое наименование памятника:
Комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря
Адрес:
Студгородок (улицы Студенческая, Учебная, Усова, Вершинина)
Защитная зона:
Верхняя Елань
Датировка памятника:
вторая половина XIX века

Описание

Ходатайство о постройке Иоанно-Предтеченского женского монастыря началось еще в конце 40-х гг. ХIХ века. 23 декабря 1849 г. Томской губернской строительной комиссией было рассмотрено прошение томского 3-й гильдии купца Алексея Лаврентьевича Еренева и его сына Ивана по строительству на приобретенной им территории в "Заозерье" - северной части города каменного храма во имя Святителя Алексия Митрополита Московского и Святителя Иоанна Архиепископа Новгородского и женского при нем монастыря со всеми необходимыми службами и строениями. К прошению прилагался проект храма и монастыря, составленный помощником Томского губернского архитектора Родионом Болбатовым. 30 апреля 1851 г. проект храма и монастыря был рассмотрен епископом Томским Афанасием Соколовым. В течение 1851-185 гг. купец Еренев согласно своих прошений о строительстве храма и монастыря получил рассмотрение и одобрение проекта с благословением на строительство епископа Томского и высочайшее разрешение императора Николая I. По предписанию Западно-Сибирского генерал-губернатора сменить место для размещения монастыря на более удобное купец Еренев на этот раз купил земельный участок на правом берегу р.Ушайки в районе "новая деревня". Однако работы, даже по подготовке к строительству монастыря здесь так и не были начаты. В 1864 г. начальница Томской монашеской общины Томская купеческая вдова и видная церковная благотворительница Томска Екатерина Михеева обратилась к Томскому епископу Порфирию Соколовскому о ходатайстве последнего перед Св.Синодом об открытии в Томске монашеской общины. 16 августа 1864 г. Св.Синодом было утверждено открытие в Томске женской общины во имя святителя Иннокентия митрополита Иркутского Чудотворца (Иннокентьевская). До официального открытия женская община в Томске действовала при Вознесен- ской кладбищенской церкви и Христорождественской (Никольской) церкви на "Монас- тырском месте "Юрточной горы на месте старого женского монастыря Рождества Христова, действовавшей в ХVII-ХVIII вв. (1671-1777гг.) и еще более древнего Свято-Никольского женского монастыря, действовавшего в 20-30-е годы ХУII в. 20 декабря 1864 г. состоялось поставление Екатерины Михеевой в начальницы Иннокентьевской женской общины. 3 декабря 1867 г. Екатерина Михеева была пострижена в монахини с наречением именем Евпраксия и возведением в сан игуменьи. В 1876 г. Указом Св. Синода от 11 сентября Томская Иннокентьевская община была преобразована в Иоанно-Предтеченский нештатный общежительный женский монастырь. Первой настоятельницей общины , а затем и монастыря была игуменья Евпраксия (Михеева). Место для женской монашеской общины (монастыря) было отведено на Верхней Елани в полутора верстах на юг от города Томска того времени , и поэтому монастырь именовался "загородным", с историей же томских монастырей связано и еще одно его название - "Новодевичий". Община монастыря состояла из мантийных и рясофорных монахинь и послушниц. В обязанности сестер монастыря входили ежедневные храмовые молитвы, келейное правило (определенное число молитв), сочетание молитвы и труда. Духовные основы монашеской общины, как и в других местах, покоились на древней традиции монашества, восходящей к первым векам хритианства и основной своей задачей на земле ставящей молитвенное делание и подготовку души христианина к встрече с богом и вечностью за пределами временной земной жизни. По своей сущности, цели и предназначению монашеская община была местом спасительного преображения хритианских душ и молитвы за спасение вечного мира. Вместе с тем она была призвана и к поддержанию на земле животворящей благодати Святого духа. Экономический строй общины покоился на древнем общинном принципе равенства всех во Христе перед лицом Бога, вместе с тем строго соблюдалась иерархия духовных степеней подобно божественному чинопочитанию в устройстве мироздания: от Бога- Творца до человека - творения Божия. В общине все монахини получали одежду, стол и квартиру от монастыря, в свою очередь весь их заработок поступал в пользу монастыря и шел на различные его нужды. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был густо населен. Численность его менялась, но в 1899 г. здесь было 300 сестер, в 1908 г.- состояло 185 сестер, из которых 15 - мантийных монахинь; в 1914 г. обитало 50 монахинь и более 150 послушниц, готовящихся также принять монашеский сан. На рубеже веков этот монастырь был одним из самых богатых и благоустроенных монастырей Сибири. Многое сделала для расцвета монастыря игуменья Серафима. Сыграло роль и то, что в некотором роде покровительницей монастыря была царица Александра Федоровна. Монастырь обладал значительным капиталом и обширными землями. Казенных земель монастырь не имел, хотя возбуждал о том ходатайство. Пожертвованной и купленной земли было 11 участков, из которых 9 находились в черте города, а два - за городом. В конце ХIХ в. во владении монастыря было более 250 десятин сенокоса и леса. Заготовка леса и сена производилась трудом монахинь. Была у монахинь и собственная типография. Наличный капитал монастыря в конце века достигал 70 000 руб., а на 1907 г. - 83 000 руб. Одним из главных источников дохода для монастыря являлся крупнейший в Сибири воскобелильный завод. Широкую известность получил женский монастырь своими изящными вышивками золотом различных церковных одежд. В начале ХХ в. здесь было 26 сестер золотошвеек и 45 сестер белошвеек. Работы томских золотошвеек были известны и при дворе его императорского величества. Обучение этому древнему виду искусства проводилось и в действовавшем при монастыредетском приюте и Доме Трудолюбия (дом утрачен), первым в Сибири и городе учреждении трудовой помощи женщинам и девочкам - сиротам. Дом трудолюбия имел собственное скотоводство, огородничество и птицеводство. Иоанно-Предтеченский женский монастырь (иногда именуемый также Урало-Томским Иоанно-Предтеченским), действовавший в Томске во второй половине 60-х гг. ХIХ - первой четверти ХХ вв. размещался на территории, ныне распо- ложенной между улицами: Cтуденческой (бывшая Апполинарьевская), Учебной (бывш.Симоновская), Вершинина (бывш.Торговая) и Усова (бывш.Буткеевская) Кировского района. Территория эта разделяется на южную и северную части. В южной - основной части территории бывшего женского монастыря, обнесенной в 1866-1870гг. каменной стеной, в той части территории, которая ныне располагается между улицами: Cтуденческой, Учебной, Вершинина и Пирогова, располагался главный историко-духовно-архитектурный ансамбль зданий и построек и внутренний хозяйственный двор. Южная часть монастырской территории занимает площадь в 3,8га. В северной части монастырской территории, обнесенной в середине и конце 60-х гг.ХIХ в. и простиравшейся в северном направлении от улицы Пирогова до ул.Усова (бывш. Буткеевская) между улицами Вершинина (бывш.Торговая) и Студенческой (бывш. Апполинарьевская) располагались: задний хозяйственный двор, первый монастырский колодец с каменной над ним часовней, старая трапезная, службы и жилые дома, монас- тырская роща, огороды, детский приют и Дом трудолюбия с домовой церковью. Монастырской женской общине принадлежало 4 храма на основной территории монастыря: Успенский собор, Иннокентьевская ("Святительная") церковь, домовая церковь во имя Усекновения главы Пророка Предтечи (в первом корпусе), домовая церковьФеодосия Черниговского (в Доме трудолюбия) и загородная деревянная церковь похвалы Божьей матери "Достойно есть..." в селе Писаревском на Басандайке. Первой по времени строительства в монастыре была церковь во имя Святителя Иннокентия митрополита иркутского Чудотворца (Иннокентьевская), построенная в 1865 г. почти в центре основной части монастырской территории. Первый проект храма был составлен в 1861 г. Томским губернским и епархиальным архитектором А.К.Македонским и утверждентомской губернской строительной комиссией 20 июля 1861 г. по благословению Томского епископа Порфирия, освятившего закладку храма 27 августа 1861 г. Однако устроитель храма томский купец-благотворитель Яков Иванович Петров пожелал церковь построить более изящною и расширенною при увеличивающемся по- стоянно народонаселении, с чем и обратился к управляющему Томской губернией. Проект А.К.Македонского был переработан его помощником А.А.Ашемуром. При переработке проекта была предусмотрена, а при строительстве храма применена русско-византийская стилистика каменного Спасского собора в г.Колывани Томской губернии (середина-конец 50-х годов ХIХ в.), в строительстве которой он принимал участие вместе с прежним томским губернским и епархиальным архитектором акаде- миком Я.М.Набаловым - учеником и последователем академика К.А.Тона. Освещение храма совершил епископ Томский Алексей Новоселов. В южной части основной территории монастыря в 1870 г. был сооружен Успенский соборный храм с южным приделом во имя Святителя Алексия митрополита московского Чудотворца и северным приделом во имя Святителя Иоанна архиепископа Новгородского Чудотворца. Собор "построен тщанием" Алексея и Иоанна Ереневых по проекту (предположительно) архитектора Родиона Болбатова, составленному для женского храма и монастыря еще в 1849 г... Закладка Собора состоялась 2 июня 1866 г. по благословению епископа Томского Алексия (Новоселова) и освящение - 22 октября 1870 г. епископом Томским Платоном (Троепольским). В 1870 и 1871 гг. освящены южный и северный приделы. Архитектура Успенского собора сочетала в себе традиции школы "Сибирское барокко" ХУIII в. и позднего русского классицизма ХIХ в. Иннокентьевская церковь и Успенский собор возводились в эпоху становления и расцвета эклектики являлись яркими представителями стиля архитектуры этого периода (1830-1890 гг.), оставившего много прекрасных памятников. Этот стиль предполагал возможность применения любых форм прошлого в любых сочетаниях. Это стиль высочайшего развития русского зодчества в пору торжества живописи передвижников и музыки "могучей кучки". С середины 60-х гг. до конца ХIХ в. были возведены в монастыре все основные здания и постройки духовного, служебного и хозяйственного назначения, лишь некоторые из них строились в начале ХХ в. Все монастырские здания проектировались и строились профессиональными архитекторами и строителями, храмы возводились видными зодчими. Выполненные в разное время и в разных стилях (поздний классицизм с элементами эклектики, с влиянием модерна, народной архитектуры крестянского быта) монастырские здания прекрасно дополняли друг друга, образуя вместе с храмом изумительный историко-архитектурный ансамбль, в основной (южной) части монастыря. Его окружали каменные монастырские стены с двумя угловыми башнями- часовнями в южной стене и святыми воротами в западной и восточной стенах, построенные купцом И.Ереневым в 1866-1870 гг. Восточные Святые ворота позже перестраивались. На западных Святых воротах в арочной части башни фронтон венчали три вызолоченых купола с золотыми крестами. Комплекс построек монастыря являлся значительным градообразующим элементом города. Иннокентьевская церковь и Успенский собор, сочетающие в себе традиции школы "сибирского барокко" ХУII в. и позднего русского классицизма ХIХ в., являлись высотны- ми доминантами панорамы всего города Томска, составляя вместе с Воскресенской церковью и Алексеевским монастырем силуэт грорда со стороны реки Томи. У северных врат Иннокентьевской церкви была построена каменная часовня, в которой погребена месточтимая святая Домна Томская (Домна Карповна), постановлением Св.Синода русской православной церкви канонизированная в составе "Собора Сибирских святых и подвижников благочестия в земле сибирской просиявших". У северной стороны алтаря Иннокентьевской церкви была сооружена каменная часовня преподобного Серафима Саровского над склепом-усыпальницей местночтимого святого прозорливого старца-иерея Федора Краснопевцева, вошедшего в "Сибирский патерик", составленный в 1916 г. омским епископом Сильв. Ольшанским. За алтарями Успенского собора у юго-восточной угловой части башни-часовни монастырской ограды находилось монастырское кладбище. Здесь погребена местно- чтимая святая прозорливая монахиня Татьяна (Анисимова). В алтарной части храма был погребен основательИннокентьевской общины закладчик храма епископ Порфирий Соколовский. У паперти Иннокентьевской церкви были погребены игуменья Евпраксия Михеева (1877г.), игуменья Зинаида Котельникова (1916г.), у алтаря церкви - игуменья Серафима Долгих (1898г.). Между Иннокентьевской церковью и Успенским собором располагалось монастыр- ское кладбище, где были похоронены почетные и именитые граждане Томска. Здесь находились склепы видных церковных и общественных деятелей, писателей (писатель- народник Н.И.Наумов), архитекторов, деятелей культуры и искусства, основателей высшей школы Сибири, ученых ( в том числе Э.Г.Салищев), ректоров, профессоров и преподавателей Томского университета и выделившегося из него в 1930 г. медицин- ского института, Томского технологического института (ныне Политехнического уни- верситета), - на кладбище женского монастыря существовал "профессорский некро- поль". Усыпальницы "Сибирских Афин" нач.ХХв. - "Томский некрополь" были интересными культурными явлениями, чему целиком отвечали и кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря и прилегающее к нему Спасо-Преображенское кладбище. Значительная часть захоронений производилась в каменных фамильных склепах. отдельные склепы выполнялись в форме каменных крипт (подземных часовен) с нишами для икон святых покровителей усопших и полукруглыми выступами из стен перед ними для лампад и свечей, как правило на восточной стороне склепа. Потолки крипт выполнялись в форме свода или перекрывались стальными балками (таврами) для опор ряда кирпичных сводов (сводиков). Отдельные крипты облицовывались мрамором. К дверям крипт сходили каменные лестницы. Двери выполнялись или целиком коваными или со стеклянными проемами в верхней части, забранными изящно выполненными с позолотой отдельных деталей, коваными или отлитыми из металла решетками. Над склепами устанавливались каменные памятники, часовни, балдахины, обелиски, скульптуры ангела и спасителя, выполненные по рисункам известных художников и скульпторов. Готовые мемориальные памятники из Европейской России и заграницы привозили, часть же памятников изготовлялась на томском заводе мемориальной пластики и архитектуры М.С.Новикова и заводах мемориальной пластики М.Д.Кочерженко и В.П.Гельмана. Еще с начала ХХ в. в Томск доставлялись отдельные памятники , изготов- ленные на знаменитой Колыванской фабрике. Вокруг памятников, склепов, скульптур и часовен часто устанавливались кованые железные и литые чугунные ограды, в том числе доставляемые с Урала - знаменитое каслинское литье. Просечные надписи на мраморных и гранитных плитах и памятниках по установленной традиции выкладывались листовым (сусальным) золотом. Особенно красивым в сочетании с сусальным золотом считался завозимый из Италии в Томск белый каррарский и каприйский мрамор, который отличался безукоризненной белиз- ной и поверхностной прозрачностью. Сложные отношения духовенства с Октябрьской революцией, с ее контрреволю- ционной направленностью не обошли и Сибирь. Определенным же выражением политического курса Русской Православной церкви после установления Советской власти в Томске были события, разыгравшиеся в мае 1918 г. у ворот женского монастыря, когда был убит комиссар по борьбе с контрреволюцией Д.И.Кривоносенко. В начале 20-х гг. монастыри были закрыты. В 1922 г. прекратил сове существование и Иоанно-Предтеченский женский монастырь. На территории монастыря расположился институт социального перевоспитания. В мае 1927 г. Томский горсовет принимает решение о передаче усадьбы монастыря - всех корпусов и храмов - под организацию здесь студенческих общежитий. В 1929 г. решение было претворено в жизнь. Институт соцперевоспитания был переведен в другое место, а на территории монастыря разместился "студгородок". Студенты, преподаватели и аспиранты политехнического института расселились в бывших кельях и служебных монастырских помещениях.


Ваш комментарий

Ваше имя: *
Ваш E-mail: *
Сообщение: *
* – поля, обязательные к заполнению.