Виды

Назначения

Общественное собрание

Типологическая принадлежность:
Памятник архитектуры
Категория охраны:
Федеральная
Наименование памятника:
Дом офицеров
Историческое наименование памятника:
Общественное собрание
Адрес:
Ленина пр. , 50
Защитная зона:
Юрточная Гора 1046
Датировка памятника:
1900

Описание

Здание общественного собрания, судя по его архитектурным формам, построено на рубеже 19 - 20 веков. Это подтверждают литературные источники, согласно которым возникшее в 1857 году / по другим сведениям в1865 году/ общественное собрание размещалось первоначально в деревянном доме, принадлежащем ранее купцу Горохову. В 1898 году этот дом сгорел и на его месте на средства купца Кухтерина построено кирпичное здание, скорее всего в конце 1890-х - начале 1990-х годов. Автором проекта здания является архитектор-художник К.К. Лыгин /1854-1932 годы/, немало строивший в Томске на рубеже 19 - 20 столетий /например, дом Гадалова - улица Ленина, 105а; здание казначейства - улица Ленина. 73/.. В зале общественного собрания на 800 мест устраивались спектакли и концерты. С 1905 года здание заменяло сгоревший в том году театр, В годы первой русской революции в здании общественного собрания проходили революционные митинги и устраивался сбор денег на оружие для восставших. Частично искажена внутренняя планировка здания. Свободное пространство вестибюля первого этажа перегорожено на ряд помещений. Круглые колонны вестибюля заменены квадратными в сечении столбами. Заложено несколько дверных проемов на обоих этажах.Обшиты стены в зрительном зале. Реставрационные работы не проводились. Здание общественного собрания расположено в центре старого города. Его восточный фасад выходит на красную линию улицы Ленина / бывшей Почтамской улицы/. Общественное собрание представляет собой кирпичный неоштукатуренный двухэтажный дом с подвалом антресолями, построенный в характерных формах для томского каменного зодчества общественных зданий рубежа 19 - 20 веков. План имеет очертания, близкие к букве "Т". Объемно-пространственная композиция здания состоит из главного двухэтажного с антресолями корпуса, чей восточный фасад обращен к улице, и который превосходит по высоте боковые крылья. Последние над вторым этажом имеют мансардные помещения. Центральному корпусу уступает по высоте и западная часть дома, вытянувшаяся по оси запад-восток. Главный /восточный/ фасад центральной части здания имеет два боковых ризалита, между которыми на уровне второго и антресольного этажей размещен шестиколонный портик. Трехчетвертные колонны обладают капителями композитного ордера. В общем силуэте постройки выделяются кубические постаменты над ризалитами, завершенные высокой кровлей. Высокие крылья увенчаны аттиками с полуциркульными фронтами. В целом декоративное убранство соточного фасада имитирует формы западно-европейской архитектуры Ренессанса и классицизма, что характерно для зодчества конца 19 начала 20 века. Все декоративные формы крупномасштабны и отличаются пластичностью. Таковы балконы боовых ризалитов, поддерживаемые массивными кронштейнами, грузные сандрики над входными премами ризалитов, портал парадного входа с муфтированными полуколоннами. Яркую индивидальность декору придает свойственное творческой манере Лыгина сочинение неоштукатуренной поверхности стены с деталями, выполненными из местного желтого песчанника. Из последнего сделаны стволы и капители колонн, карниз с мутулами, балюстрада, расположенная над карнизом, балконы и пилястры, обрамляющие проемы балконов и целый ряд других менее важных элементов фасадного убранства. Здание общественного собрания является характерным примером томской гражданской архитектуры 19 - 20 веков. Памятник, построенный по проекту К.К. Лыгина, чрезвычайно типичен для творчества этого архитектора-художника. 1. А.В. Андрианов, Город Томск в прошлом и настоящем, Томск, 1890 год, стр. 129 2. Город Томск, Томск, 1912, стр. 100 вклейка между стр. 92 и 93 3. И.Е. Лясоцкий , Прошлое Томска, Томск, 1952, стр. 16 4. В.С. Синяев, Памятные места города Томска, Томск, 1957, стр. 6 5. А.И. Попов, Томск, М, 1959. стр. 87 - 88 Обмеры, фотографии, негативы хранятся с Томском областном управлении культуры. Дворовые фасады украшены значительно скромнее главного. Их сдержанный декор выполнен из кирпича, без применения желтого печанника. Плоскости фасада членятся межэтажными поясами. Окна, обрамленные несложными наличниками, имеют в центре перемычек массивные трехчастные "замки" клинчатой формы. Своеобразную выразительность западному фасаду придает глубокая лоджия, поднимающаяся почти на всю высоту здания. Внутренняя планировка дома хорошо сохранила свою первоначальную структуру. Главный вход со стороны улицы ведет в обширный вестибюль, занимающий почти все пространство 1 этажа центрального корпуса здания. Вестибюль с помощью крещатых и квадратных /первоначально круглых/ в сечении столбов делится на ряд пространственных ячеек. Западнее вестибюля расположены две лестницы, ведущие одна в подвал, другая на второй этаж. Еще одна лестница, поднимающаяся наверх, находится в угловом северо-западном помещении. Центральную часть второго этажа занимает зрительный зал. В западном крыле здания размещается парадная лестница, которая окружена анфиладой комнат. Перекрытие в подвале - своды "Монье" в первом и втором этажах - плоские. Лишь помещение парадной лестницы на втором этаже имеет потолок на поддугах. Интерьеры здания сохранили немало элементов первоначального убранства. Торжественно оформлена парадная лестница. Простенки обработаны филенками, пропеты поддерживаются гипсовыми балясинами, пол выстлан метлахской плиткой. В доме также сохранились филенчатые двери, тянутые штукатурные карнизы, лепные круглые розетки на потолках.

Фото


Ваш комментарий

Ваше имя: *
Ваш E-mail: *
Сообщение: *
* – поля, обязательные к заполнению.