Виды

Назначения

Вокзал и станция Томск - I

Типологическая принадлежность:
Памятник истории
Категория охраны:
Региональная
Наименование памятника:
Вокзал Томск I
Историческое наименование памятника:
Вокзал и станция Томск - I
Адрес:
Вокзал Томск - I, ж/д станция
Датировка памятника:
1896

Описание

По строительству железной дороги в Томск существовали два проекта: Н.П. Меженинова - непосредственно через Томск на Красноярск и Иркутск и инженера и писателя Н.Г. Гарина-Михайловского, предложившего строить магистраль на 80 верст южнее Томска, а на Томск провести ветку. Строительство железной дороги в Томск по проекту Гарина-Михайловского было закончено 22 июля 1896 г., регулярное движение поездов началось с 1898 года. Построенная на железной дороге станция "Томск" ныне является станцией Томск-II, а современная станция Томск-I строилась как пригородная станция Межениновская. В 1909 году Томская городская Дума приняла решение о переименовании стаций и о переносе станции Межениново на 38-й километр от Томска. На вокзале Томск-I произошло немало знаменательных событий в жизни города. Томские большевики придавали большое значение работе с железнодорожниками. Во время черносотенных погромов в октябре 1905 года на станции Томск-I остановились вагоны с боевой дружиной Тайгинских железнодорожников, прибывших по просьбе С.М. Кирова в помощь томским рабочим. 3 июня 1905 г. состоялся митинг в районе станции Томск-I , на котором были обсуждены революционные события в России и выражена солидарность с российским пролета риатом. Рабочие - железнодорожники приняли активное участие во Всероссийской политической стачке 1905 года, когда движение поездов по Томской ветке осуществлялось только по распоряжению стачечного комитета управления дороги. В 1908-1914 годах Томск превратился в крупный пересыльный пункт революционеров на пути в Нарымскую ссылку. Так, через станцию Томск-I не раз проезжали С.М. Киров, В.В. Куйбышев. В 1915-1916 годах в эшелонах для военнопленных сюда прибыли будущие вожди венгерской революции Бела Кун, Ференц Мюнних. В 1917 году в предоктябрьские дни первые вооруженные дружины создались на железнодорожных станциях Томск-I и Томск-II. В начале ноября 1917 года по просьбе Красноярского Совета из Томска были направлены дружины, чтобы помочь в установлении Советской власти в Красноярске. В мае 1923 года трудящиеся Томска встречали на вокзале Томск-I Наркома просвещения А.В. Луначарского. Здесь же состоялись митинги - проводы добровольцев - строителей Кузнецкого металлургического комбината. В годы Великой Отечественной войны на вокзале Томск-I происходило немало знаменательных событий: проводы на фронт томичей, встреча эвакуированных предприятий, здесь же в 1945 году проходили митинги- встречи воинов-победителей. И сейчас вокзал Томск-I является основными воротами города.


Ваш комментарий

Ваше имя: *
Ваш E-mail: *
Сообщение: *
* – поля, обязательные к заполнению.