Дом офицеров ждёт открытия новых незабываемых страниц своей истории

Здесь проводились таинственные древние обряды, пышные пиршества и концерты звёзд, здесь обсуждались судьбы мира и вершились вполне себе мирные дела. Место, где ныне стоит Дом офицеров, – словно зеркало истории. И, наверное, когда здесь состоится капитальный ремонт и реставрация, одним настоящим волшебством станет больше.

Текст: Татьяна НАРАЕВА

По дорогам истории

Интересно, что в 1840-х годах на этом месте известный купец и золотопромышленник Философ Александрович Горохов – вечный соперник купца Ивана Дмитриевича Асташева – решил построить не просто усадьбу, а нечто совершенно особое.

И недаром Горохова называли томским герцогом: роскошь усадьбы и размах развлечений впечатлили бы, пожалуй, и французскую государыню Марию-Антуанетту. Великолепное деревянное здание буквально парило над пышной зеленью «висячего» сада нижней террасы, главным украшением территории которого было самое длинное в Томске (до двух километров), весьма живописное озеро Заисток. По его зеркальной поверхности неспешно передвигались гондолы. Вечерами многочисленные фонари освещали сад, поскольку дорогие гости не должны испытывать неудобств и плутать в потёмках.

Тут и там раздавался беспечный женский смех, вино лилось рекой, а в тишине сумерек упоительно играл невидимый глазу из-за зелени деревьев и кустарников прекрасный оркестр. Ну чем не рай?

Однако чудес на Земле нашей грешной не бывает, и гостеприимный, любящий роскошь Философ Горохов лет эдак через десять промотался и обанкротился. Его чудесный дом с садом в 1856 году отошёл городу, и в стенах усадьбы разместилось Благородное собрание, позже названное общественным.

Вставка

В 1891 году Гороховский дворец стал свидетелем исторического события, – в Томск прибыл Его Императорского Высочества Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович, и вечером 5 июля в помещении Общественного собрания томским городским обществом был устроен торжественный обед в честь будущего императора. В театре, на втором этаже Общественного собрания в этот вечер давали оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» в постановке известного вокального педагога и оперного певца Ивана Матчинского. Не отставали в изъявлении своих чувств и представители томской музыкальной культуры. Специально к приезду высокого гостя был написан вальс «Добро пожаловать!», а регент церковного хора М. Никольский сочинил «Приветственную песнь».

Люди, которые годами приходили сюда развлекаться и радоваться жизни во всей её полноте, теперь появлялись в здании скорее с деловитым видом. За картами и бильярдом они чинно общались, договаривались о сделках, принимали важные для Томска и всей губернии решения, смотрели представления, танцевали с прекрасными дамами. Кто теперь узнает, о чём думали уважаемые граждане в это время на самом деле? Вспоминали ли они былое? Или ухмылялись мотовству прежнего хозяина дома?

Об этом история умалчивает, зато мы знаем, что в 1897 году здание сгорело, и город вознамерился на прежнем месте построить нечто ещё более грандиозное и впечатляющее. Причём в кирпиче.

Надо сказать, Общественное собрание возглавлял Совет старейшин, избираемых из числа наиболее авторитетных членов клуба, который занимался, в основном, хозяйственными и финансовыми вопросами. Действительных же членов собрания насчитывалось в разные годы 300-400 человек. Все они добросовестно уплачивали членские взносы (в начале XX века – по 15 рублей с каждого). Гостем собрания можно было стать лишь по рекомендации одного из членов клуба, внеся 50 копеек за визит. Таким образом, следовало построить здание весьма и весьма солидное, масштабное и, разумеется, очень красивое.

Константин Константинович Лыгин был в моде. И вполне заслуженно. Блестящий выпускник Академии художеств в Санкт-Петербурге всего в 27 лет стал членом Санкт-Петербургского императорского общества архитекторов. По его проектам возведены многие десятки зданий и сооружений в Питере, Самаре, Сызрани, на Кавказе. И если бы не начавшееся строительство Сибирской железной дороги, в связи с чем в 1895 году бесценного Константина Константиновича пригласили на должность архитектора при Управлении железной дороги для проектирования вокзалов, привокзальных церквей и прочего, то не видать бы Томску столь талантливого человека… К тому же Лыгин вёл занятия у студентов Технологического института, обучая молодёжь рисованию и архитектурному проектированию. И, конечно, сочетал преподавание с активной частной практикой, оттачивая свой и без того заоблачный профессионализм зодчего.

За один только Каменный мост он достоин был бы памяти и благодарности томичей, но, по счастью, шедевров Лыгина в нашем городе сохранилось довольно много. Доходный дом купца Кухтерина (ныне – мэрия Томска), жилой дом Флеера (городской ЗАГС), здание аптеки фирмы «Штоль и Шмит» (аптека №1 на Ленина, 54), доходный дом купца Голованова (здание городской думы), особняк купчихи Орловой (художественный музей), доходный дом Смирнова (НИИ курортологии), епархиальное женское училище (Кирова, 49), окружной суд (переулок Макушина, 8), коммерческое училище (Красный корпус ТГАСУ), Пироговское училище (Пирогова,10), Петропавловская церковь (на Спичфабрике) – вот неполный перечень творений Лыгина в Томске, без которых города и сегодня не представить.

Но вернёмся к строительству. Для начала организовали комитет из наиболее состоятельных и уважаемых граждан, куда вошли Кухтерин, Беляев, Меженинов, Фуксман и Лыгин. Они занялись сбором общественных средств и взяли на себя согласование проекта, а также руководство строительством. Всего было собрано 30 тысяч 800 рублей. Огромная сумма по тем временам, причём почти треть внёс старший сын Евграфа Кухтерина – Алексей.

Разбиравшие пожарище рабочие с удивлением обнаружили подземные комнаты «герцогского» особняка. Из них вёл в Заисток подземный ход. Дальше тружеников ожидало и вовсе ужасное зрелище: при расширении котлована они нашли более сотни черепов, собранных вместе. Присутствующие единогласно решили, что ранее здесь находилось языческое капище, где приносились человеческие жертвы.

Но строителей это не остановило, и 2 (15) июня 1898 года состоялась торжественная закладка нового здания, на котором присутствовали старшины и члены Общественного собрания, а также рядовые граждане города Томска. Епископ Томский и Барнаульский Макарий отслужил молебен, и через полтора года 1 (14) января 1900-го со всею пышностью новое Общественное собрание сдали, как говорится, под ключ.

Грандиозность здания словно бы растворилась в изяществе и совершенстве архитектуры. К тому же Лыгин – новатор в использовании песчаника для элементов фасадного декора – умудрился и лестницы заложить из песчаника. Фасад выглядел солидно и нарядно.

Внутри всё отвечало функционалу здания. В подвале – кухня, хозяйственные помещения и комнаты для прислуги. На первом этаже расположились просторный вестибюль с тремя парадными входами, гардеробные, карточные, читальная комнаты, бильярдная и кабинет для заседания Совета старейшин с выходом на террасу. Боковые крылья заняли магазины и творческие мастерские, – ведь дом площадью в 4,5 тысячи квадратов нужно было соответствующим образом содержать.

На второй этаж посетители поднимались по парадной трёхмаршевой лестнице-атриуму, освещённой верхним светом (стеклянным потолком). Вокруг лестницы группировались зальные помещения, открытые в атриум высокими арочными проёмами. Большой двухсветный зал на 800 зрителей со сценой, балконом для оркестра и хора, служебными помещениями, гостиной, столовой, буфетом и уборными служил не только для собраний. Когда в 1905 году в результате восстания черносотенцев сгорел Королёвский театр, зал превратился в филармонический. На эту сцену ступала нога Леонида Собинова, Веры Комиссаржевской, Анастасии Вяльцевой, Марии Петипа и других заезжих столичных звёзд. Собранные средства направлялись на благотворительные цели. 

Забавно, что интереса великолепному зданию добавляли отнюдь не только выступления знаменитостей: здесь собирались вольнодумцы. Они обсуждали социалистические идеи, распространяли листовки. Среди активистов движения был и Валериан Куйбышев. Кстати сказать, здесь же его и арестовали.

У Общественного собрания был прекрасный собственный оркестр, а библиотека считалась одной из крупнейших в губернии.

В 1909-1910 годах осуществили первый ремонт. Покрасили и побелили стены, потолки, окна, двери, наклеили новые обои, постелили линолеум, починили печи и камины, установили калориферы. Над вторым этажом надстроили кирпичное помещение для кухни и деревянное помещение для хранения декораций. В подвале же теперь больше места выделили под жильё для прислуги, разместили столярную мастерскую. Прилегающие к Общественному собранию магазины соединили с центральным зданием и превратили в клубную комнату для Совета старейшин.

Вне времени

В дни февральской революции 1917 года в этих стенах проходили заседания Совета солдатских депутатов под председательством Николая Николаевича Яковлева. В мае 1920-го помещение приспособили под Рабоче-крестьянский клуб с библиотекой, драматической и оперной студиями, оркестром народных инструментов, классами игры на фортепиано и скрипке, спортивной секцией.

Казалось бы, чего уж лучше, но и года не прошло, как сюда завезли терапевтическое и хирургическое отделения военного госпиталя. Ещё через пару лет здесь открылся Большой городской театр, потом – кинотеатр, позже – столовая. 20 февраля 1927-го именно в этом здании, в Красном уголке Союза работников искусства торжественно отметили начало работы первого томского громкоговорителя. 9 октября 1931-го в бывшем Общественном собрании  основали гарнизонный Дом Красной Армии, который 1 сентября победного 1945-го переименовали в Дом офицеров.

В начале Великой Отечественной войны в подвалах здания хранились эвакуированные  экспонаты Севастопольской картинной галереи, перенесённые позже в Томский областной краеведческий музей, а выше этажами проводили курсы младшего командного состава и стрелковой подготовки. Сюда же эвакуировали Минский театр имени Янки Купалы. Сборы от всех спектаклей, естественно, поступали в фонд победы. После войны здесь проходили партийные пленумы городского и областного уровня, а также различные конференции.

6 марта 1959 года томскому гарнизонному Дому офицеров присвоили имя Николая Николаевича Яковлева, и через некоторое время в фойе установили бюст революционера.

К концу шестидесятых в здании решили провести ремонт. Увы, неудачный: в результате был полностью утрачен уникальный интерьер зрительного зала, осуществлены другие переделки. Хорошо ещё, что в феврале 1978-го бывшее Общественное собрание признали памятником культурного наследия.

К началу 1980 года стало очевидным, что требуются серьёзные ремонтно-реставрационные работы. И вроде бы, в 1983-м командование Сибирского военного округа, в ответ на обращение Томского облисполкома, планировало выделить 1,7 млн рублей, но средства так и не поступили. Тем не менее, в январе 1987-го сотрудники Томскреставрации приступили к делу.

К сожалению, события, произошедшие в нашей стране в этот период, растянули ремонт. Лишь в 2000 году удалось завершить первый этап работ, и 9 мая состоялось торжественное открытие помещений первого и частично второго этажей. В некогда Общественном собрании размещался шахматный клуб, Центр научно-технической информации по вопросам использования атомной энергии Сибирского химического комбината, офисы коммерческих организаций, проходили различные массовые мероприятия, как например, лекции известных российских специалистов в сфере рекламы и маркетинга на Днях рекламы в Томске.

В конце десятых годов Минобороны РФ выселило всех арендаторов и в октябре 2011-го передало здание Томску. Сейчас оно находится, главным образом, в областной собственности, в оперативном управлении Центра по охране памятников.

Стоит отметить, что Дом офицеров не пустует, и на части его площадей находится Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области. Будем надеяться, что в ближайшие годы мы увидим восстановление исторического облика интерьера этого прекрасного здания. Потому что подлинная красота – вне времени, и её необходимо беречь и сохранять.

При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные экскурсоводом Центра по охране памятников Натальей Лисовской